В МИРЕ ПЧЕЛ

В МИРЕ ПЧЕЛ

Цветной научно-популярный фильм производства Свердловской студии научно-популярных и хроникальных фильмов, в 5 частях.

Автор сценария В. Никифоров, режиссер Я. Задорожный, консультанты А. Нуждин и С. Розов, оператор А. Телятников, звукооператор Е. Кашкевич, композитор Л. Шварц.
Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой...

В МИРЕ ПЧЕЛ

Цветной научно-популярный фильм производства Свердловской студии научно-популярных и хроникальных фильмов, в 5 частях.

Автор сценария В. Никифоров, режиссер Я. Задорожный, консультанты А. Нуждин и С. Розов, оператор А. Телятников, звукооператор Е. Кашкевич, композитор Л. Шварц.
Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой...

Этими словами великого поэта А. С Пушкина открывается прекрасно снятый цветной научно-популярный кинофильм «В мире пчел», изготовленный по заказу Министерства сельского хозяйства СССР.

Фильм в ярких и убедительных красках повествует о жизни и работе пчелиной семьи, о том, как человек подчиняет силы природы

Вот она — крылатая помощница агронома, покорная привычному инстинкту природы—суетливо торопится скорее и больше собрать с цветка яблони душистого нектара для себя, для своей семьи.

Неуловимая для глаза в поле, в саду — здесь, на экране, она глубже познается во всех ее тонких движениях и устремлениях.

На экране одна из многих тысяч колхозных пасек.

Длинные, ровные ряды в разные цвета окрашенных ульев с подчищенными перед ними площадками, красивые, окаймленные зеленью дорожки, пасечный домик. Все это радует глаз и свидетельствует о культуре пчеловодства — важнейшей отрасли сельского хозяйства, одного из источников повышения доходности колхозов и зажиточности колхозников.

Зритель переносится в сказочный мир, наполненный легким шумом и блеском крыльев многотысячной семьи пчел.

Передовая мичуринская биологическая наука и в этом сложном мире пчелиной семьи раскрыла ее тайны.

Достижения советской кинематографии, искусство советских режиссеров и кинооператоров позволили глубже проникнуть в диковинный мир полезных для человека существ.

«При поверхностном взгляде,— объявляет диктор,— кажется, что в улье нет никакого порядка, но если приглядеться внимательно, то можно заметить, что каждая из пчел занята своей неотложной работой». И действительно, кадры один за другим показывают на экране эти «дела».

Пчелы заботливо ухаживают за маткой, кормят ее, рабочие пчелы чистят ячейки, складызают нектар и пергу, вентилируют свое помещение, охраняют его.

Исключительно ценными и поучительными являются кадры, показывающие весь цикл развития пчелы от яйца до взрослого насекомого, кормление личинок пчелами-кормилицами.

Оператору удалось запечатлеть интересные моменты е жизни пчел. Показана схватка у летка сторожевых пчел с пытающейся проникнуть в улей осой, а также «битва» двух маток-соперниц в семье пчел.

К познавательным следует отнести удавшиеся оператору кадры, показывающие складывание пчелами нектара в ячейку. Просвечивающиеся слезинки ароматного нектара капля за каплей наполняют ячейки сотов.

А вот мы видим выходящего из ячейки красавца со сверкающим шлемом из двух крупных сетчатых глаз, переливающихся словно черные жемчужины. Это — трутни-самцы.

Довольно подробно показаны приемы искусственного вывода маток и образования новых пчелиных семей.

«Колхозный пчеловод.— объявляет диктор,— это уже не прежний пасечник, по дедовским заветам водивший пчел».

Да, соглашается зритель, колхозный пчеловод уже не тот. Колхозный пчеловод— это, прежде всего, хорошо знающий дело человек, усвоивший основы прогрессивного мичуринского учения и биологию пчелиной семьи, вместе со всем советским народом покоряющий и подчиняющий своей воле природу, умеющий направлять инстинкты пчел на службу Родине.

Он использовал пчел на повышение урожайности колхозных полей, направляя пчелу на опыление посевов сельскохозяйственных культур. Огромный труд человека затрачивается на ручное опыление.

На экране огромная остекленная площадь теплиц. На дворе снег и мороз, а на стеллажах теплицы зацвели огурцы. Сколько труда требуется для ручного опыления одиночных цветков. А вот в теплицу вносят улей. Разбуженные теплом и светом, пчелы веселым жужжанием наполнили этот стеклянный дом и в результате — богатый сбор урожая нежнозеленых и сочных плодов.
Руководствуясь биологическими законами Мичурина — Павлова, советские ученые разработали технику направления пчел «а слабо посещаемые ими цветки клевера.

Фильм показывает этот прием, названный пчеловодами «дрессировкой», благодаря которому пчелы летят не куда им захочется, а туда, куда их пошлет колхозный агроном.

А дальше на экране — отбор и откачка меда, зимовка пчел. Перед нами зимующий клуб пчел. Вне улья — сугробы снега, а в клубе та же, несколько затихшая жизнь. Теплый живой шар медленно передвигается по сотам и поедает запасенный ими на зиму корм Из микрофона доносится: «И так всю холодную и вьюжную зиму, плотно прижавшись друг к другу, пчелы будут бороться за жизнь, до первых живительных лучей весеннего солнца».

Закончилась зима, снова зацвели сады, и деревья ждут, когда к ним на раскрывшиеся скатерти-самобранки цветов прибудут долгожданные гости.

А вот и они снова за работой.

«Советский человек, вооруженный мичуринской биологической наукой, заставляет силы природы служить социалистическому сельскому хозяйству», — такими словами заканчивается этот интересный фильм.

Фильм не лишен и некоторых недостатков, устранение которых, безусловно, лишь увеличило бы его ценность.

В фильме мало показа конкретных передовых колхозов и пчеловодов, их достижений.

Зрителю непонятно назначение дрессировки пчел на клевер. Получается впечатление, будто бы благодаря дрессировке пчелы могут использовать нектар клевера. Этот момент следовало бы уточнить.

А кроме того, не точно показана раздача сиропа. Уже пригрело солнышко, пчелы вьются около летков, а пчеловод разливает в кормушки сироп. Поздно!

Необходимо несколько слов сказать и о музыке фильма. В отдельных местах музыкальное сопровождение не соответствует зрительному материалу. Ну, хотя бы взять такой пример. На экране — залитый солнцем огромный яркий ковер цветущих медоносов, мириады снующих по цветкам пчел, а зритель в это время слышит какую-то заунывную музыку, не соответствующую его впечатлениям.

Несмотря на указанные недостатки, все же фильм, безусловно, найдет широкий положительный отклик и будет достойно оценен зрителем. Он будет тепло встречей в колхозных клубах, домах культуры, в стенах сельскохозяйственных учебных заведений, в городской и сельской школе, на курсах и семинарах — везде, где люди познают науку, изучают природу и законы управления ею.

Н. Камшалов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *