БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПОДГОТОВКЕ АГРОНОМОВ ПЧЕЛОВОДСТВА

БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПОДГОТОВКЕ РАЙОННЫХ АГРОНОМОВ ПЧЕЛОВОДСТВА

(Из опыта Ивановской области)

А. ФЕДОСЕЕВА Начальник Ивановской областной конторы пчеловодства

БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПОДГОТОВКЕ РАЙОННЫХ АГРОНОМОВ ПЧЕЛОВОДСТВА

(Из опыта Ивановской области)

А. ФЕДОСЕЕВА Начальник Ивановской областной конторы пчеловодства

 

Социалистическое сельское хозяйство предъявляет все большие и большие требования к специалистам сельского хозяйства, в том числе и к агрономам пчеловодства. От каждого специалиста требуется грамотное, конкретное, квалифицированное и инициативное руководство соответствующими отраслями колхозного производства. Каждый специалист должен стать организатором в колхозе, а не регистратором фактов ил» поверхностным советчиком.

БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПОДГОТОВКЕ РАЙОННЫХ АГРОНОМОВ ПЧЕЛОВОДСТВА

(Из опыта Ивановской области)

А. ФЕДОСЕЕВА Начальник Ивановской областной конторы пчеловодства

 

Социалистическое сельское хозяйство предъявляет все большие и большие требования к специалистам сельского хозяйства, в том числе и к агрономам пчеловодства. От каждого специалиста требуется грамотное, конкретное, квалифицированное и инициативное руководство соответствующими отраслями колхозного производства. Каждый специалист должен стать организатором в колхозе, а не регистратором фактов ил» поверхностным советчиком.

В свете этих задач Ивановская областная контора пчеловодства начала работу по укреплению кадров районных агрономов пчеловодства, ибо многие из них не отвечали своему назначению, а молодежь не получила еще достаточного опыта.

Наша область имеет 23 административных района, в каждом районе работает агроном пчеловодства.

В настоящее время в колхозах области имеется 9411 пчелиных семей, средний размер пасек после укрупнения колхозов еще не превышает 22—25 семей. Всего после объединения колхозов стало 450 пасек.

Для улучшения состава районных специалистов контора с 1949 г. стала привлекать на работу молодежь — выпускников техникумов пчеловодства.

Из 23 районных агрономов, имеющихся на 1 января 1951 г., 15 человек окончили Битцевский и Работкинский техникумы, трое проходят учебу на заочных курсах при Институте пчеловодства, а 5 человек занимаются в заочном техникуме в г. Загорске (до этого они окончили годичную школу пчеловодства и 2—3 года работали в аппарате районного сельскохозяйственного отдела).

Ивановская контора пчеловодства систематически помогает агономам в работе. В течение 1949 г. и в первой половине 1950 г. контора неоднократно проводила кратковременные семинары с агрономами, приурочивая занятия к очередным задачам данного периода. Во второй половине 1950 г. по указанию Управления пчеловодства Министерства сельского хозяйства РСФСР мы должны были провести с агрономами месячный семинар по программе, утвержденной союзным министерством. К сожалению, эта программа ни в какой мере не отвечала требованиям подготовки кадров в настоящих условиях.

Если следовать этой программе, то получится пережовывание гех самых дисциплин по технике пчеловодства, которые изучались людьми в-течение трех лет в техникуме.

Программа не стремится расширить кругозор агрономов пчеловодства и приобщить их к решению задач, поставленных в целом перед колхозным производством.

Между тем практика требует, чтобы районные агрономы пчеловодства хорошо разбирались в вопросах организации труда в колхозах, в оплате труда пчеловода в конкретных условиях. Многие из наших агрономов не умеют собрать правлений колхозов, поставить и добиться решения нужных вопросов на правлении и общем собрании колхоза, не умеют разобраться в экономике колхоза в целом, чтобы найти возможности расширения отрасли пчеловодства и поднятия ее эффективности. Создание и улучшение кормовой базы для пчел требует, чтобы агроном пчеловодства хорошо разбирался в севооборотах, в травопольной системе земледелия, луговодстве и т. д. Не зная этих вопросов, агроном не может давать практические советы колхозу в создании и укреплении кормовой базы пчеловодства на основе существующих уже или вновь вводимых севооборотов.

Учитывая это и целый ряд других обстоятельств, в декабре 1950 г. контора решила провести курсы — семинар для районных агрономов пчеловодства.

В программу курсов были включены следующие дисциплины: 1. Организация пчеловодства в укрупненных колхозах. 2.. Травопольная система земледелия и учение Вильямса — Докучаева — Костычева. 3. Основы дарвинизма. Учение Тимирязева — Мичурина — Лысенко. 4. Учение Павлова. 5. Вопросы опыления и оплодотворения растений.

Мы часто пишем и говорим: применяйте в работе мичуринскую агробиологию. А из чего состоит это учение, агрономы пчеловодства не знают. Выясняется, что в техникумах студенты не проходили учения Мичурина и Лысенко в том разрезе, который давал бы им возможность применять это учение в пчеловодстве.

Неудивительно, что наши молодые агрономы затрудняются решать некоторые вопросы о кормовой базе пчеловодства. Не зная лугопастбищных севооборотов, они не могут доказать колхозу и организовать в данном колхозе, скажем, семеноводство розового клевера, который, являясь необходимым участником лугопастбищных травосмесей, будет одновременно создавать и хорошую кормовую базу для пчел.

Перед нами встал вопрос, как наиболее интересно осветить на курсах специальные вопросы пчеловодства?

Повторять всю программу было нецелесообразно, к тому же необходимо было проверить и педагогические способности наших агрономов, памятуя, что им придется самим проводить курсы пчеловодов на местах.

Мы поступили следующим образом. Взяли программу месячных курсов колхозных пчеловодов и каждому слушателю дали по теме для пробного урока. Занятия построили таким образом, что каждый агроном за время пребывания на курсах должен был провести 2 часа учебных занятий по заданной теме.

Это оказалось очень полезным мероприятием. Правда, первые два занятия прошли не очень активно, слушатели мало задавали вопросов, не выступали с оценкой проведенного занятия.

Но раз от раза занятия проходили активнее, особенно когда мы стали приглашать на них передовиков-пчеловодов, которые вносили свои предложения, делились опытом работы и т. д. Например, «когда агроном Антонова проводила занятия по выводу маток, выступил передовик Жуков, который подробно рассказал о своей работе.

Проведенные курсы-семинары дали нам возможность убедиться в том, что сельскохозяйственные техникумы с отделениями пчеловодства совершенно не готовят кадров, способных вести преподавательскую работу.

Многие агрономы не могли живо и интересно преподнести урока.

Так, агроном Самохина, проводя вводное занятие по курсу пчеловодства, ни разу не использовала доску, ни одной таблицы, плаката и других наглядных пособий, вела занятие сухо и непонятно.

Агроном Мельников не сумел рассказать по плакату устройства половых органов матки и трутня.

Агроном Скорлякова на своем занятии привела много примеров работы передовиков-пчеловодов других районов, а своих передовиков не упомянула.

Агроном Лагутина все занятие построила исключительно на учебнике для техникумов, не насытив его живыми конкретными примерами.

С третьего занятия агрономы поняли, что для них делают полезное дело, оказывают помощь в подготовке. Занятия стали проходить с большой активностью. Некоторые вопросы обсуждались подолгу и очень подробно.»

Третьим разделом нашей курсовой работы были практические вопросы, связанные с непосредственным решением конкретных вопросов пчеловодства в 1951 г.

Эти занятия проводили начальник и главный агроном пчеловодной конторы. К занятиям были привлечены сотрудники Института пчеловодства.

К чтению лекций на курсах мы привлекли лучшие силы Ивановского сельскохозяйственного института, которые приложили много сил, уменья и энергии к тому, чтобы дать больше знаний своим слушателям.

На 1951 г. наши агрономы получили следующие задания:

1)    обобщить и описать опыт передовиков своего района;

2)    изучить опыт лучших пчеловодов и пасек по проведению зимовки пчел;

3)    собрать гербарий медоносной растительности своего района;

4)    составить медоносный баланс каждой пасеки и в целом своего района

Опыт проведения первых курсов-семинара дал хорошие результаты, и мы намечаем провести второй, более углубленный семинар в конце марта 1951 г. К этому семинару агрономы получили уже соответствующие установки по планированию пчеловодства, агрообслужива-нию пасек и другим вопросам

Надо  надеяться, что систематическое проведение подобных мероприятий даст возможность большинству наших агрономов приобретать практические знания, проявлять инициативу и способность правильно решать поставленные задачи в области развития колхозного пчеловодства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *