История пчеловодства Кавказа

Историей пчеловодства народов Кавказа специ ально занимались Н. Н Шавров и А. Робакидзе. Отдельные заметки эпизодического характера о состоянии этой отрасли писали историки, этнографы, путешественники, экономисты и естествоиспытатели.

Историей пчеловодства народов Кавказа специ ально занимались Н. Н Шавров и А. Робакидзе. Отдельные заметки эпизодического характера о состоянии этой отрасли писали историки, этнографы, путешественники, экономисты и естествоиспытатели.

Замечательный русский ученый Николай Николаевич Шавров, будучи основателем Тифлисской опытной станции шелководства и пчеловодства, запечатлел на снимках типы кавказских ульев и некоторые трудовые процессы.

Н. Н. Шавров долгое время жил в Тбилиси, много лет изучал местное пчеловодство, написал книгу, где, проанализировав прошлое пчеловодства Кавказа, пришел к выводу, что «пчеловодство существует на Кавказе с незапамятных времен и процветало во всех лесных и нагорных местностях уже в глубокой древности. Предания, сохранившиеся у разных народов Кавказа, указывают, что оно, по-видимому, даже и возникло в самой стране».

Достоверность такого взгляда подтверждается и современными исследованиями. Грузинский этнограф Алексей Робакидзе в своей фундаментальной монографии «К истории пчеловодства» также заключает, что южные районы, главным образом территория нынешнего Кавказа, были еще в глубокой древности очагом мощно развитого пчеловодства.

Так же, как и в ряде стран, пчеловодство Грузии прошло ряд этапов: охота за диким медом, бортничество, колодно-дупляночное пчеловодство, рациональное пчеловодство.
Точно датировать начало и конец каждого этапа вряд ли возможно. Так например, первый этап — охота за диким медом — возник с незапамятных времен и продолжался до XIX века, несмотря на то, что бортничество зародилось уже в раннем средневековье и постепенно стало на путь колод но-дупляночного пчеловодства.

Как пишет А. Робакидзе, предполагаемые предки грузин — хетские племена — хорошо были знакомы с продуктами пчел — воском и медом. В одном историческом документе описывается церемония хеттами -военной присяги.

О широком применении воска в домашнем обиходе и в металлургии лучше всего говорят археологические данные, согласно которым в глубокой древности из воска лепили фигуры, которые затем отливали из металла.

«Анабазис» Ксенофонта также является древнейшим документом (IV век до нашей эры), где упоминается страна колхов. Греческие воины, наевшись пьяного меда, найденного в ульях колхов, на время потеряли боеспособность. Таким образом, в Колхиде (древнее название Западной Грузии) уже в IV веке до нашей эры имелись ульи. Однако основным средством добывания меда являлась охота за диким медом, имевшимся в изобилии в расщелинах скал и дуплах деревьев.

 

Множество исторических документов, свидетельствующих о массовом экспорте меда и воска из Грузии, говорит о том, что в позднем средневековье добывание пчелопродуктов носило более упорядоченный характер.

 

Борти находились во владении крупных феодалов, в хозяйстве которых мед и воск занимали почетное место. Из меда приготовляли разные алкогольные напитки, сам же мед наряду с воском и прополисом широко применяли в народной медицине (грузинские лечебники средневековья «Иадигар Дауди», «Карабадини» и др. полны рецептами, где упоминаются мед и воск как составная часть многих лекарств).

В период бортевого пчеловодства сильным и ловким рабам, а впоследствии крепостным, было приказано добывать мед в лесах. Для этой цели их снабжали веревками , корзинами и специальными приспособлениями на ногах для лазания по скалам и высоким деревьям.

Этап колодно-дупляночиого пчеловодства длился до конца XIX века. Пчеловодами были использованы множество разных видов примитивных ульев. Прототипом всех других «систем» ульев было вырубленное в лесу дупло, накрытое сверху досками и тяжелыми камнями . Со временем такой грубый пень превратился в более усовершенствованную вертикальную колоду.

В основном же большое распространение по всей Грузии получили горизонтальные дуплянки «коди» — сплошные полые пни и состоящие из двух половинок.

Особо следует отметить плетеные конусообразные корзинки — сапетки, называемые «кокози». Этот тип плетеного улья был широко распространен во всех странах Европы и в России.

Был и другой тип улья — полая коробка, сделанная из коры черешни и сшитая корой орешника. В коробке, .имеющей свободное пространство снизу и накрытой сверху, помещались прутья с подвешенными к ним сотами.

Автор данной статьи в течение ряда лет собирал этнографические материалы о пчеловодстве в старину. Отжившие, но сохранившие исторический интерес старинные термины повествуют о том, что на колодно-дупляночиом этапе развития пчеловодства неграмотные крестьяне довольно хорошо были осведомлены о практическом пчеловодстве, биологии пчелиной семьи, медоносных растениях, инвентаре и даже болезнях и вредителях пчел. Крестьяне умели ловить рои, сажать их в дуплянки, вытапливать воск, вырезать маточники и выводить маток

О любви народа к пчеле и пчеловодству говорят поговорки, пословицы и даже заклинания. В Грузии в старину справляли и пчеловодный праздник, называемый «фукоба». В погожий весенний день вся семья крестьянина отправлялась на пасеку, где мужчины вырубали из пней новые дуплянки, делали сапетки, вырезали медовые соты, гнали медовую водку, а женщины, взяв мед с пасеки, готовили медовые калачики.

 

Вечером, когда семья сидела за столом, зажигали столько восковых свечей, сколько дуплянок было у пчеловода. Хозяин дома угощал гостей только медовой водкой и, обращаясь к всевышнему, просил умножить свою пчелиную собственность.

Рамочные ульи в Грузии начали появляться в 80-х годах прошлого столетия, когда особенно интенсивно велась пропаганда методов рационального пчеловодства. Среди поборников нового течения следует назвать замечательного русского ученого Николая Шаврова, известного общественного деятеля Аполлона Цуладзе и швейцарца Адольфа Дюма, имевшего свой магазин в Тифлисе, где продавали медогонки, рамочные ульи и вощину.

В 1890 г. в Тифлисе была устроена сельскохозяйственная выставка, где среди прочих экспонатов демонстрировались пчеловодные. В 1911 г. на Всекавказской сельскохозяйственной выставке золотой медали была удостоена книга Аполлона Цуладзе на грузинском языке «Пчелы и пчеловождение».

Следует также отметить выдающуюся роль великого химика и основоположника теории и практики пчеловодства А. М Бутлерова, в результате исследований которого кавказские пчелы получили известность во всем мире. В десятых годах текущего столетия в Тифлисской и Кутаисской губерниях частные лица организуют матковыводные питомники. Так например, в Гаграх С. Кавтарадзе производил маток, которых раскупали пчеловоды Интересно отметить, что именно у С. Кавтарадзе Фрэнк Бентон впервые приобрел кавказских маток и повез их в Америку.

Продолжатель дела Н. Шаврова — выдающийся ученый Константин Григорьевич Горбачев — также немало способствовал популяризации местных пчел. Благодаря работам К. Г. Горбачева кавказская пчела получила научное наименование — Apis meflifera caucasica Gorb. Однако интенсивное развитие пчеловодства в Грузии началось лишь с 1921 г., после установления Советской власти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *