ОБРЯДЫ И ПОВЕРЬЯ НАЧАЛА ГОДА

ОБРЯДЫ И ПОВЕРЬЯ НАЧАЛА ГОДА

Начало года — это время, когда благодарят прошлое, позволившее достичь нового рубежа, время надежд, ожиданий, вечной мечты о счастье и благополучии; в это время пытаются определить будущее, разгадать его, воздействовать с самого начала на благоприятный исход своей мечты.

Наступление Нового года во все времена и у разных народов мира — праздник, сопровождающийся рядом ритуальных действий, в которых значительную роль играли продукты пчеловодства, да и пчелы не были оставлены без внимания.

ОБРЯДЫ И ПОВЕРЬЯ НАЧАЛА ГОДА

Начало года — это время, когда благодарят прошлое, позволившее достичь нового рубежа, время надежд, ожиданий, вечной мечты о счастье и благополучии; в это время пытаются определить будущее, разгадать его, воздействовать с самого начала на благоприятный исход своей мечты.

Наступление Нового года во все времена и у разных народов мира — праздник, сопровождающийся рядом ритуальных действий, в которых значительную роль играли продукты пчеловодства, да и пчелы не были оставлены без внимания.

В Древнем Египте Новый год начинался с появления на востоке хорошо заметной яркой звезды Сириус, по-египетски Сопдет, еще перед восходом Солнца. По юлианскому календарю это приходилось на  19 июля — время начало разлива Нила, от которого зависел урожай года, благополучие и жизнь семей египтян.

Чтобы урожай был хорошим, надо было умиротворить души (Ка) предков, поэтому в Древнем Египте, где был сильно развит культ поклонения им, в ночь перед наступлением нового года начинался праздник уаг, который продолжался в течение 18 дней. В храмах, особенно посвященных богу-охранителю мертвых Анубису и Тату, богу-покровителю местности, а также в гробницах предков в эту ночь к подножию статуй возлагались выпеченные белые хлебцы, возносились молитвы. Около статуй на протяжении всего праздника горели восковые свечи, которые очень ценились. Отвечающий за них жрец получал высокое вознаграждение за огарки, которые он отдавал заупокойному жрецу (П. Монтэ, 1989).

 

В Древнем Риме начало года приходилось на 1 марта, а с 45 г до н э. благодаря реформе Юлия Цезаря (отсюда юлианский календарь, или так называемый «старый стиль») Новый год стали отмечать 1 января. Название месяцу присвоено в честь римского божества входа и выхода, бога начала Януса, который изображался двуликим, смотрящим в прошлое и будущее. Публий Овидий Назон (48 г. до н. э.— 17 (18) г н. э.) о праздновании начала года в Риме сообщает, что «в первый день для молитвы открыты и храмы, и боги», а далее передает свой якобы состоявшийся разговор с Янусом: «Финики здесь почему у тебя, карийские смоквы и в белоснежных горшках белый виднеется мед?» «Это примета к тому, чтобы все кругом благоухало и наступающий год сладостен был»,— он сказал.

«Я понимаю, зачем эти сласти; но деньги зачем же дарят? Скажи и открой все о твоем торжестве». «Плохо ты знаешь людей,— ответствовал Янус со смехом,— коль полагаешь, что мед слаще, чем деньги теперь!» (Фасты, 185—192)

В начале года у римлян-язычников, а затем христиан в Рождество было принято дарить ветки лавра, оливки, финики и мед. Считалось, что получение таких даров обеспечит накопление богатств в текущем году (Э. А. Рикман, 1983).

Наиболее важным обрядом в праздновании Нового года, продолжающимся до 15 дней, у китайцев считаются торжественные проводы духа домашнего очага Цзао-вана к Верховному Владыке небес Юй-хуану, происходящие в канун праздника. Перед изображением Цзао-вана на маленьком столике зажигают восковые свечи и курительные палочки. Губы статуэтки смазывают медом, чтобы дух, бумажное изображение которого хозяин дома сжигает в первый день Нового года, не мог открыть рта, если захочет сообщить Нефритовому императору что-либо неблагоприятное о семье (В. Я. Сидихменов, 1987). А если все же сможет говорить, то сказанное пусть будет сладким, как мед.

У корейцев к этому дню готовится специальное блюдо «вкусный тток», или сонъ-пхён. Рисовую муку заливают кипятком, делают колобки, внутрь которых иногда кладут сою, бобы, финики, каштаны, и варят на пару вместе с сосновыми иглами, затем промывают водой и смазывают кунжутным маслом и медом. Их едят не только члены семьи, что должно способствовать хорошему урожаю, но и работники, чтобы прибавить им сил (Р. Ш. Джа-рылгасинова, Ю. В. Ионова, 1989).

У мусульман широко известны два новогодних торжества, сохранившиеся еще с доисламских времен. Начало Нового года отмечалось древними арабами в период летнего солнцестояния в ночь с 14-го на 15-е месяца шаабан (20—25 июня), которое и поныне празднуется как ночь создания — Лейлят аль-Бараа (араб.) или Шаб-и барат (перс.). По представлению верующих, в эту ночь Аллах спускается на нижайшее из семи небес, чтобы ответить на мольбу о прощении грешников. Поэтому в этот день возносятся молитвы за умерших и, во искупление грехов, раздается еда нищим. Люди лакомятся сладким.

Празднование Навруза (букв, новый день) жителями Средней Азии, Азербайджана, Ирана и прилегающих к ним районов совпадает с днем весеннего равноденствия (21—23 марта). В ярко освещенном доме накрывают специальный стол — хафт-син, на котором в обязательном порядке должно быть семь (хафт) яств, название которых по-фарси начинается с буквы син: сабзи (пророщенное зерно), сир (чеснок), себ (яблоко), сирко (уксус), сумах (барбарис), сонджит (дикая маслина), си-панд (шпинат). На стол ставят зеркало, по обе стороны его зажженные свечи, число которых соответствует числу членов семьи. Свечи должны догореть сами, их нельзя гасить, чтобы не укоротить жизнь родственников (А. Ниязи, 1990).

Еврейский Новый год — Рош Гашана празднуется с вечера 1 и 2 числа месяца Тишри (5 сентября — 5 октября). Традиционный стол этого дня в семьях состоит из рыбы, символа плодородия; головы (бараньей или рыбной), чтобы быть «во главе»; нарезанной кружочками моркови, по форме и цвету напоминающими монеты (богатство); круглой сладкой халы с изюмом, чтобы год был полным и здорбвым; овощей и фруктов как надежды на обильный урожай; яблока и меда, чтобы год был сладким и счастливым. В начале трапезы
съедают халу, затем кусок яблока, обмакнув его в мед, и лишь потом приступают к остальным продуктам (В. Кричевский, 1990).

Интересен комплекс праздников, бытовавший у угро-финского населения нашей страны — мордвы, совпадавший с началом года и циклом праздничных торжеств православной церкви. В честь богини всего доброго на земле, ведущей борьбу со злом,— богини плодородия (ей любимы многоплодные животные, в том числе и пчелы) Анге-патяй — мордовское население справляло зимний праздник «кёляденек» (от слова «кёль», «кёлу» — береза, любимое дерево этой богини).

 

Его празднование совпадало с Рождеством Христовым и начиналось с обряда колядования. Дети до 14—15 лет ходили вечером перед праздником по домам с зажженной толстой ВОСКОВОЙ свечой, верх которой утончался и изгибался, в фонаре, привязанном на палку с колокольчиками. Затем собирались в избе, ставили большой березовый украшенный веник и зажженный шта-тол в передний угол и ужинали собранными продуктами. Молодые хозяйки готовили к празднику хмельной мед (пуре).

 

Для приготовления горячей пищи печь разжигали во второй половине предпраздничного дня с соблюдением особого обряда: перед печью ставили зажженный штатол, печь выметали березовым веником, разжигали березовые дрова березовой лучиной.

 

В день празднования пол избы усти-лами соломой, в передний угол ставили березовый веник и перед ним незажженный штатол. В полдень хозяин дома зажигал его, открывал окна, становился на колени вместе со своими домочадцами и об- » ращался с молитвой к богине и ее сыновьям, приглашая их посетить избу, затем приказывал собирать на стол. На середину стола ставили свиную голову, пирожки (кёлянгемен), хлеб, соль, крашенные луковичной чешуей яйца. Рядом со столом помещали кадку (ведро) с пуре. Вновь читалась молитва, после которой хозяин брал верхний кёлянгемен, отрезал от него часть и помещал на нее кусочки стоящих на столе кушаний. Вновь произносил молитву и все собранное со стола вместе с ковшом меда передавал хозяйке, которая сжигала переданное в загнетке печи. После чего все приступали к трапезе. По окончании ее хозяйка относила кусочек свиной головы на камень «кардо-сярко», имевшийся в каждом дворе, обливала камень пуре.

На следующий день, день «буламань-молян» — молебствие повивальной бабушки — совершалось в ее доме всей деревней. Накрывали стол чистым рядном, ставили хлеб, соль, пироги, блюда со свининой и говядиной, два горшка с жидкой и крутой кашей, заполненный пуре сосуд с прикрепленным к нему горящим шта-толом. Бабушка открывала окно, приказывала всем встать на колени и читала молитву.

 

Одновременно вместе с женщинами она три раза поднимала стол с кушаньями, затем обходила его также три раза с горящим штатолом, притрагиваясь рукой к блюдам и говоря: «Вот тебе, Анге-патяй»,— и называла кушанье После этого бабушка высовывалась из окна, вновь читала молитву, в конце которой, набрав в рот пуре, брызгала им на женщин и детей. Исполнив обряд, бабушка отпивала немного пуре, потом его пили женщины, а затем и мужчины.

Празднества этого цикла заканчивались у мордвы таунсяем, то есть «свиным» праздником, справлявшимся вечером перед наступлением Нового года. В полдень наступившего года хозяин, зажегши перед открытым окном штатол, вместе с домочадцами на коленях произносил молитву: «Чама-паз (верховное божество.— О. Г ), помилуй нас, Анге-патяй паз, умоли за свиней...» и далее перечислял виды скота. В период с 27 по 31 декабря, иногда до 5 января холостые мужчины и девушки пер.«эряживались, колядовали (П. И. Мельников, 1981).

Новогодний комплекс празднования у христиан — святки — это период от вечера 24 декабря до 6 января по старому стилю, которого придерживается православная церковь. В связи с принятием в нашей стране григорианского календаря декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 г., в соответствии с которым была введена поправка на 13 суток, вечер сочельника приходится на 6 января, изменяются и сроки других празднеств. Западноевропейские церкви, принимая в XVI—XVIII вв. введенный в 1582 г. буллой папы Григория XIII календарь, сохранили в нем даты церковных празднеств старого, юлианского летосчисления. Отсюда и возникла разница во времени при проведении посвященных одним и тем же событиям служб католической, протестантской и православной церквей. Кроме того, у нас появился новый гражданский праздник — 1 января.

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *