Историческая экспозиция Музея пчеловодства

Музей НИИ пчеловодства — один из крупнейших, если не самый крупный в мире. Назвать 4 его просто музеем было бы неправомерно, так как его экспозиции посвящены не только истории пчеловодства, но и рассказывают о современном этапе развития этой древнейшей отрасли сельского хозяйства, биологии и патологии пчелы, организации и технологиях производства пчеловодческой продукции и т д. Именно поэтому название музей-выставка наиболее приемлемо в данном случае.

Музей НИИ пчеловодства — один из крупнейших, если не самый крупный в мире. Назвать 4 его просто музеем было бы неправомерно, так как его экспозиции посвящены не только истории пчеловодства, но и рассказывают о современном этапе развития этой древнейшей отрасли сельского хозяйства, биологии и патологии пчелы, организации и технологиях производства пчеловодческой продукции и т д. Именно поэтому название музей-выставка наиболее приемлемо в данном случае.

Создание музея имеет свою историю. В 1865 г. Русское общество акклиматизации животных и растений организовало на окраине Москвы, на месте бывшего царского пчельника, Измайловскую опытную пасеку, которую по праву можно считать первым в мире научным учреждением по пчеловодству. Активное участие в этом принимал академик А М. Бутлеров. Создание пасеки финансировали меценаты А. И. Евсеев, Т. Г. и И. Г. Гурьевы, Т. И. и С. П. Губонины.

 

Много личных средств, необходимых для расширения и укрепления опытной пасеки, вложил один из ее заведующих Ф. С Мочалкин Правительственные субсидии пасека стала получать только с 1911 г Обычно на ней находилось около сотни пчелиных семей (в иные годы до 150), содержавшихся в ульях различных типов и конструкций (около 10) Здесь проводили исследования биологии медоносной пчелы профессора Московского университета и Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии, испытывались различные конструкции ульев и методы пчеловождения, совершенствовались приемы содержания пчелиных семей и ухода за ними Была собрана большая библиотека, создан дендрарий медоносных растений.

 

При пасеке постоянно действовали курсы подготовки техников и инструкторов по пчеловодству, работали первые в России механизированная мастерская по производству рамочных ульев и цех по изготовлению вощины. Начиная с 1868 г. на Измайловской пасеке проводились всероссийские выставки по пчеловодству, экспонаты которых составили ядро экспозиции первого в России пчеловодного музея.

 

Этому способствовали также дары русских пчеловодов, присылавших ульи, всевозможные пчеловодные принадлежности.
В 1928 г. Измайловская пасека и музей были ликвидированы, а его экспонаты — упакованы в ящики и сложены в подвалах Московского областного управления сельского хозяйства, где они пролежали до 1947 г.— до передачи НИИ пчеловодства. Однако и в Институте пчеловодства они продолжали лежать нераспакованными из-за отсутствия площадей для развертывания экспозиции.

 

Только в 1957 г., после перебазирования Института пчеловодства в г. Рыбное Рязанской области и завершения строительства первого лабораторного корпуса, в части подвального помещения была развернута небольшая выставка, где демонстрировалась незначительная часть экспонатов Измайловского музея. Лишь в 1972 г. все ящики наконец удалось распаковать и разместить в третьем корпусе института, весь первый этаж которого был специально спроектирован для размещения музея.

При подготовке экспозиции оказалось, что часть экспонатов сохранилась хорошо, а некоторые погибли безвозвратно, довольно значительная часть требует реставрации. К счастью, работавший тогда в институте столяр-умелец Иван Федорович Киселев оказался великолепным реставратором. Его сын, также искусный мастер, С. И. Киселев вместе с возглавляемой им бригадой плотников великолепно оформил интерьеры залов музея, а также изготовил целую коллекцию современных ульев и деревянных пчеловодных принадлежностей. Все сотрудники института с воодушевлением разрабатывали сценарии экспозиций, подбирали иллюстрации, готовили макеты и т. д. Здесь прежде всего надо сказать доброе слово о сотрудниках отдела научно-техническои информации П. И. Тимен-ском, А. Д. Горине, Р. Н Бодровой, А. Н Глуш-ковой и др. Создание музея-выставки было в основном завершено к 1972 г., но и по сей день экспозиции периодически пополняются и уточняются

Экспозиции музея можно условно разделить на два больших отдела: исторический и современный.

Историческая экспозиция начинается уже в вестибюле: посетителей встречает большая картина рязанского художника А. М. Титова, на которой изображена охота древних славян за медом диких пчел. Красочные диорамы первого зала (художники Н. С. Кривое и Е. С. Фокин) рассказывают о двух важнейших этапах развития русского пчеловодства — бортнического и пасечного (ульевого). Привлекают внимание посетителей колодные ульи «Царь», «Царица» и «Царевна», которые, как полагают, принадлежали царю Алексею Михайловичу и находились на его Измайловском пчельнике, а в XIX в. были реконструированы в рамочные колоды.

Отдельная экспозиция посвящена охоте за медом диких пчел в других странах, а также самым ранним известиям об истории пчеловодства древнейших цивилизаций (Древний Египет, Крит, Греция, Вавилон, Палестина, Римская Империя и т. д.). Рядом стенд, который знакомит с расселением медоносных пчел по странам и континентам.

В следующем зале на четырех стендах развернута большая экспозиция, посвященная истории российского пчеловодства со времен скифов-предшественников (свидетельство Геродота) до начала 90-х годов нынешнего столетия.

Основное ядро исторической экспозиции наглядно иллюстрируется главным образом экспонатами музея Измайловской пасеки. Прежде всего это коллекции примитивных (безрамочных) ульев, дуплянок и колод (вертикальных, в том числе колода Фукеля с изменяющимся объемом), сапеток, трехъярусный линеечный «золотой» улей Кулланды, палее инский четырехугольный вертикальный улей, изготовленный из прутьев, ящичные примитивные подставочные ульи Реомюра (в форме пирамиды), шестигранный улей-ячея и др.

Рядом большая коллекция ножей и скребков, использовавшихся при работе с неразборными ульями, а также коллекция из 16 пасечных дымарей различных конструкций. Завершает экспозицию зала картина «Встреча бортника с медведем».

Особое место в этом зале занимают материалы, посвященные П. И. Прокоповичу. Неизменно интересны первый в мире рамочный улей и материалы, рассказывающие о жизни и деятельности его изобретателя.

Коллекцию исторических ульев продолжает книжный улей Гюбера, а также макеты рамочных ульев различных типов и конструкций. Вафельница И. Меринга для изготовления искусственной вощины, коллекция макетов медогонок самых ранних конструкций, предложенных зарубежными и отечественными авторами, а также подлинная бесчанная медогонка конструкции В. И. Ломакина, изготовленная в конце прошлого столетия,— все это прообразы современного инвентаря.

Два стенда иллюстрируют важнейшие этапы истории создания и работы Измайловской опытной пасеки.

Входя в следующий зал музея, вы видите три картины: «Сбор дани в древней Руси», «Монастырская пасека» и «Медовая ярмарка в Москве», а под ними большую витрину с коллекцией образцов пчеловодного инвентаря, производившегося в конце XIX — начале XX столетия русскими и зарубежными фирмами.

На отдельном столике экспонируется старинный самовар, который использовался для приготовления сбитня с медом — некогда любимого на Руси напитка.

Интересна галерея портретов выдающихся отечественных и зарубежных деятелей пчеловодства XVIII—XIX вв.: А. И. Рычкова (1712— 1777), А. Янши (1734—1773), Ф. Гюбера (1750— 1831), Е. С. Гусева (1802—1873), Л. Лангстрота (1810—1895), Я. Дзержона (1811—1906), К. Ф. Рулье (1814—1858), А. Берлепша (1815— 1877), И. Меринга (1816—1878), Ф. Грушки (1819—1888), Ш. Дадана (1819—1902), А. М. Бутлерова (1828—1886), А. Рута (1839—1924) и др. В витринах размещены наиболее известные книги по пчеловодству, вышедшие на рубеже XIX—XX вв.

На подиумах этого зала установлены ульи различных типов и конструкций: аргентинский ящичный примитивный (пчелы отстраивают соты от потолка); линеечные ульи, в том числе ульи Дзержона и Поспелова (в которых пчелы пристраивают соты к съемным линейкам, играющим роль верхних рамочных брусков); втулочный улей А. Берлепша (который был уже знаком с ульем П. И. Прокоповича, но сделал свой улей полностью рамочным); различные модификации ульев П. И. Прокоповича, А. Берлепша; К. Левицкого, П. М. Борисовского, И. Долиновского, двухсемейный Вельса, лежак с квадратными смыкающимися рамками Мокиева; англоамериканский И. Лавлинцева, втулочный Е. С. Гусева, стояки Ф. Мочалкина и Александрова; многосемейный улей «Церковь с колокольней» на рамку Левицкого и, наконец, ульи Л. Лангстрота и LU. Дадана.

В этом зале развернута очень интересная экспозиция, посвященная истории пчеловодства Рязанского края (с IV—V вв. до наших дней).

«Турникет-альбом» с многочисленными фотографиями пасек рассказывает о пчеловодстве Закавказья и Северного Кавказа в конце прошлого — начале нынешнего века.

Тематически к историческим экспозициям музея примыкают материалы, рассказывающие об истории развития науки о пчеле, но об этом мы расскажем в следующей статье.

Г. Д. БИЛАШ, Н. И. КРИВЦОВ

НИИ пчеловодства. Рязанская обл., г. Рыбное

 

 

Техническое и художественное редактирование В. В. КУЛИКОВОЙ

Сдано в набор 01.07.94. Подписано к печати 22.07.94. Формат 70X100 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 5,2. Усл. кр.-отт. 9,08. Тираж 40 970 экз. Заказ 2926. Цена 2000 руб.

Адрес редакции: 107807, ГСП-6, Москва, Б-78, Садовая-Спасская, 18, Телефон: 207-42-19.

Ордена Трудового Красного Знамени Чеховский полиграфический комбинат Комитета Российской Федерации по печати 142300, г. Чехов Московской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *