Как перевозить улья?

ЧТОБЫ пчеловодство стало рентабельным, оно должно быть кочевым.

ЧТОБЫ пчеловодство стало рентабельным, оно должно быть кочевым. Не случайно появилась фраза «Бензин — лучший корм для пчел». И все же пчел на взяток перевозят далеко не все пчеловоды и не столько из-за нехватки транспорта, сколько из-за трудоемкости погрузочно-разгрузочных работ. Применять же для погрузки ульев автокраны или автопогрузчики не всегда возможно.

 

Эти устройства установлены на бортовых автомашинах намертво, следовательно с их помощью можно нагружать ульи только на те автомашины, на которых они установлены. Машины эти. как правило, малогабаритны, а значит большого числа ульев на них не погрузишь.

 

Если же требуется перевезти на медосбор или опыление сельскохозяйстственных растений крупную пасеку, тем более ферму, хозяйству нужно иметь несколько таких автомашин, что очень невыгодно. Практика зарубежных стран показывает, что наиболее целесообразно устанавливать на автомашины съемные механизмы для погрузки и выгрузки ульев.

Я предлагаю механизм, который может быть легко и быстро установлен на автомашине и снят с нее. Это устройство устанавливается на любую бортовую автомашину за 20 — 30 мин/ без какой-либо переделки. Весит оно 120—150 кг.

 

Максимальный вес одного узла 60—70 кг, так что его свободно устанавливают два человека, а при необходимости может справляться и один. Максимальный вес поднимаемого груза—ISO кг.
Подъемный механизм — сделан в виде 4-кратного веревочного полиспаста, смонтированного на подвижной тележке.

Поднятый улей удерживается в любом положении, поэтому нет надобности все время держать конец веревки Стрела поворачивается на 360°, что позволяет брать улей с любой стороны автомобиля и ставить его в любую точку кузова.

Этим устройством можно грузить ульи не только на автомашину, на которой оно установлено, но и на рядом стоящую. Места в кузове оно не занимает , на время движения с грузом демонтировать его не приходится.

Работать на погрузке лучше двоим: один все время в кузове, другой — на земле. При крайней необходимости справится и один.

Расстановка ульев производится следующим образом: заехав на пасеку в самый дальний конец, ставят 2 — 3 улья спереди машины и по 6 — 7 с каждой стороны. Отъехав несколько назад, таким же образом расставляют по сторонам следующие ульи.

 

По окончании разгрузки машина уходит, ульи же остаются на своих местах, расставленными в два ряда. Погрузка идет в обратном порядке.

Устройство состоит из следующих узлов: фермы (рис. 3), сваренной из уголка 1, размером 50 х 50 мм, отрезка трубы 2, диаметром 75 мм, а длиной 800 мм и швеллера 3 № 10.

Ферма устанавливается между кузовом и кабиной и крепится двумя болтами М 12 к переднему брусу кузова.

Автомашины ГАЗ-52 и ГАЗ-53 имеют металлические брусья с заводскими отверстиями для болтов. В автомашинах с деревянными кузовами в переднем брусе заблаговременно просверливают два отверстия диаметром 13 мм, на расстоянии 1700 мм одно от другого.

На верхнем конце трубы приварен хомут 4 со стяжным болтом М 16.

При наращенных бортах или при невозможности установки фермы за кабиной по другим причинам ферму можно установить в кузове вплотную к переднему борту, повернув на 180° и прикрепив двумя болтами к полу или переднему борту.

Стойки (рис. 4) с подвижной вертикальной цапфой 5 вставляются сверху в трубу фермь и закрепляются стяжным болтом на хомуте в нужном положении. Стойка изготовляется из отрезка толстостенной трубы, диаметром 55 X 70мм, длиной 1200 мм.

В верхней части приварен прочный расточенный внутри хомут б, стягиваемый двумя болтами М 16. Сверху хомут имеет эллипсоидное отверстие для прохождения вертикальной цапфы (стержень диаметром 50 мм, длиной 450 мм), изготовленной из прочной стали на изгиб. Пройдя через эллипсоидное отверстие в хомуте, цапфа плотно входит в отверстие вкладыша 7 диаметром 50 мм.

Вкладыш представляет собой отрезок толстостенной трубы, диаметром 110 — 120 мм, длиной 150 мм, обточенной снаружи по диаметру хомута. Благодаря такому устройству цапфе можно придавать строго вертикальное положение независимо от положения автомобиля. Для этого цапфа наклоняется, а если нужно, то и проворачивается вместе со стойкой вокруг оси, после чего закрепляется стяжными болтами на хомуте фермы и стойки. Чтобы вкладыш не провертывался в хомуте, между ними проложена наждачная шкурка па полотне.

Два упора фермы (рис. 5) изготовлены из труб, диаметром 35 мм, прикрепленных одним концом болта М 12 к проушине фермы, другим через прочную струбцину 8 — к опущенным или поднятым боковым бортам кузова. Такое устройство придает жесткость установке фермы, не занимая места в кузо-

Стрела (рис. 6) сварная из труб, диаметром 40 мм, и отрезков труб, диаметром 45 и 35 мм. Длина стрелы на 500 мм больше кузова автомашины.

На конце стрелы приварен штырь 9 загнутым концом к основанию стрелы. Служит он ограничителем хода тележки. Стрела свободно надевается на вертикальную цапфу.

Подвижная тележка (рис. 7) с веревочной талью состоит из двух щек 10 из стального листа толщиной 3 мм, верхняя часть которых скреплена между собой двумя пальцами. На них в свою очередь вращаются два ролика 11, катающиеся по стреле. На одной щеке снаружи укреплен блок с направляющими для веревки в виде колец, а на другой, помимо блока, установлен фиксирующий механизм (рис. 8), зажимающий свободный конец веревки при помощи двух конических сухариков 12, имеющих внутри небольшие ребра по направлению свивки веревки.

 

При движении веревки вниз сухарики выходят из конической втулки 13, освобождая ее. При опускании же веревки сухарики пружиной втягиваются в коническую втулку, зажимая ее тем сильнее, чем больше нагрузка. Для опускания груза есть добавочный механизм (рис. 9), удерживающий сухарики в нижнем разжатом положении, действующий на сухарики через гильзу 14 с выступом 15, в который упирается конец стержня 16. Этот механизм действует повторяющимся циклом, а привод его осуществляется опущенным вниз шнуром 17.

Все блоки и ролики вращаются на шарикоподшипниках, а упорный подшипник, установленный на крюке подвижного блока, дает возможность легко поворачивать улей в нужную сторону без скручивания веревок полиспаста.

По прибытии на место борта автомашины опускают и крепят к ним струбцины. Затем вставляют стойку и, если нужно, регулируют описанным способом. На цапфу надевается стрела, а на нее тележка с талью.
При погрузке и выгрузке ульев я пользуюсь захватом, описанным в журнале «Пчеловодство» № 9 за 1964 г., внеся в него незначительные усовершенствования: проушины захвата, в частности, закруглил, чтобы не резали веревку, на верхней прижимной планке укрепил два крюка для сматывания излишней веревки, а крючки сделал такими, чтобы они не только подхватывали дно улья, но и обхватывали его.

Подняв улей до уровня кузова, рабочий передает его другому, находящемуся там. Удерживая одной рукой конец веревки тали, другой натягивает и опускает шнур привода. Передвигаясь вместе с ульем по кузову, он опускает улей в предназначенном для него месте, отсоединяет его и передает захват человеку, находящемуся на земле.

 

Захватив следующий улей и дернув раз за шнур, он включает заклинивающий механизм. После этого улей поднимают и т. д. Загрузив кузов ульями в один ряд, стойку устройства выдвигают до нужной высоты и погрузку продолжают.

Во время перевозки стойка опускается, тележка с талью снимается, струбцины крепятся за поднятые борта, а стрела расчаливается вдоль кузова.

Этим устройством я пользуюсь несколько лет и всякий раз с большим удовольствием. Изготовить его может любая колхозная и совхозная мастерская, имеющая токарный станок, кузницу и электросварку. Дефицитных или дорогостоящих материалов не требуется.

А. А. АНДРЮЩЕНКО

г. Душанбе, ул. Ленинградская.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *