ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РАЗМЕЩЕНИИ УЛЬЕВ И ПАСЕК

ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РАЗМЕЩЕНИИ УЛЬЕВ И ПАСЕК

 

Леса с их огромным разнообразием медоносных растений, спокойным ветровым и солнечным режимом на открытых пространствах издавна привлекали пчеловодов. По современному лесному законодательству, к которому относятся различные нормативные акты органов государственной и исполнительной власти, касающиеся ведения лесного хозяйства, размещение ульев н пасек в лесах н на землях, не покрытых лесом, признается одним из видов побочных лесных пользований.


ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РАЗМЕЩЕНИИ УЛЬЕВ И ПАСЕК

 

Леса с их огромным разнообразием медоносных растений, спокойным ветровым и солнечным режимом на открытых пространствах издавна привлекали пчеловодов. По современному лесному законодательству, к которому относятся различные нормативные акты органов государственной и исполнительной власти, касающиеся ведения лесного хозяйства, размещение ульев н пасек в лесах н на землях, не покрытых лесом, признается одним из видов побочных лесных пользований.

 

В настоящее время правовые основы использования лесов с целью получения продуктов пчеловодства определены в «Лесных кодексах» союзных республик и в «Инструкции по осуществлению побочных лесных пользований в лесах СССР», утвержденной бывшим Гослесхозом СССР (сейчас Госкомлес СССР) в 1983 г. В статье 74 Лесного кодекса РСФСР 1978 г. размещение ульев и пасек в лесах и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, разрешается предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам без права рубки леса, расчистки, распашки лесных площадей и капитального строительства на них.

К не покрытым лесом землям относятся гари, вырубки, осушенные болота и другие категории угодий, предназначенные для лесовыращивания, но на которых лес временно не растет или растут отдельные молодые деревца, кроны которых еще не сомкнулись.

Единый государственный лесной фонд состоит:

—    из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов (в том числе совхозных) и лесов заповедников;

—    из колхозных лесов, которые находятся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

В гослесфонд не входят:

—    деревья, кустарники и их группы на землях сельскохозяйственного назначения (пашнях, пастбищах, сенокосах и пр.);

—    защитные насаждения на землях транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного и пр.);

—    деревья, их группы и озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не занятых городскими лесами;

—    деревья и их группы на приусадебных и дачно-садовых участках.

Размещение ульев и пасек в соответствии с вышеупомянутой инструкцией производится в лесах государственного значения. В городских, закрепленных и колхозных лесах, лесах заповедников и других категорий защитности она применяется с учетом установленных там дополнительных положений об этих лесах или хозяйствах. В других древесно-кустарниковых насаждениях, не входящих в гослесфонд, а также на участках с отдельными деревьями размещение ульев и пасек допускается, если оно не противоречит целям и порядку их использования, а организации и граждане, в ведении которых находятся эти земли и насаждения, правомочны передавать их во временное пользование другим предприятиям и гражданам.

Для размещения ульев и пасек различным предприятиям и гражданам СССР предоставляются участки предприятиями, учреждениями и организациями, ведущими лесное хозяйство,— лесхозами. У лесхозов основанием для предоставления колхозам, совхозам, другим предприятиям и гражданам участков для размещения стационарных ульев и пасек являются решения исполкомов районных и городских Советов народных депутатов и заявка предприятия или гражданина с указанием количества ульев и размера испрашиваемого участка, подаваемая в лесхоз не позднее чем за три месяца до начала пользования.

 

Лесхозы или по их поручению лесничества выдают специальное разрешение — лесной билет, в котором указывается число ульев или пасек, сроки и место пользования (лесничество, обход, квартал, выдел, площадь), основание для размещения, оговариваются особые условия и делается отметка об ознакомлении с правилами лесопользования, пожарной безопасности в лесах и ответственностью за их нарушение. Подписывают лесной билет директор лесхоза и инженер по лесному хозяйству. Никакие другие документы, а также устные разрешения должностных лиц не могут служить основанием для размещения ульев и пасек. Размещение ульев и пасек осуществляется бесплатно.

Лесные билеты по инструкции выдаются сроком на один медосборный сезон. Однако в целях дальнейшего развития пчеловодства Госагропром СССР в постановлении от 28 августа 1987 г. № 48 обязал предприятия-лесофондодержатели практиковать выдачу колхозам, совхозам и другим предприятиям, обществам (товариществам) и кооперативам пчеловодов, а также пчеловодам-любителям разрешений на право пользования земельными участками не менее чем на пятилетний срок. После выдачи билета участок считается сданным под охрану пользователю. На следующий срок билеты выписываются при условии соблюдения пользователями установленных правил размещения ульев и пасек, которые приведены в инструкции. Они таковы:

—    участки для размещения ульев и пасек предоставляются преимущественно на опушках леса, прогалинах и других не покрытых лесом землях, удаленных друг от друга на расстояние более 3 км. На них разрешается и возведение временных построек для охраны и хранения имущества пользователя;

—    конкретные размеры строений ограничиваются применительно к местным условиям решениями районных и городских исполкомов Советов народных депутатов и лесхозами;

—    древесина для временных построек на пасеках приобретается на общих основаниях с оплатой по таксе;

—    рубить деревья и кустарники, расчищать территорию под установку ульев и пасек, делать другие лесонарушения запрещается;

—    все временные постройки должны быть убраны лесопользователем в течение двух месяцев после окончания срока пользования; в противном случае неубранные постройки поступают в распоряжение лесхозов, которые их сносят и благоустраивают территорию за счет лесопользователя. Если пользователь совершил какое-нибудь лесонарушение, то ему в дальнейшем лесной билет не выписывается.

Если у лесофондодержателя возникла необходимость в изъятии ранее предоставленных под ульи и пасеки участков (например, для строительства, рубок и пр.), то он обязан сделать предупреждение об этом не позднее чем за один месяц и по возможности выделить по новому заявлению лесопользователя другой пригодный участок.

Анализируя лесное законодательство в свете современного курса нашей страны на перестройку, внедрение хозрасчета и на интенсификацию производства, можно отметить, что оно в значительной мере оторвано от практического пчеловодства и не способствует его развитию. Для подтверждения разберем конкретный случай.

Житель одной деревни, потомственный пчеловод, обнаружил в стволе толстого старого дуба, росшего в кустарнике среди колхозных полей, большое дупло. Он увеличил небольшое входное отверстие в это дупло, очистил полость от трухи, прикрепил вверху кусок свежего сота, опрыснутого медовой сытой, закрыл устроенную таким образом борть. В борти поселился бродячий рой, и три года подряд пчеловод резал из нее по одному-два ведра сотового меда. Но однажды пастухи, пасшие коров, разложили под этим дубом костер, который уничтожил дерево вместе с бортью. Пчеловоду был нанесен ущерб, но он никуда не мог обратиться, так как его права не защищает современное лесное законодательство (которое распространяется и на отдельно растущие деревья на колхозных землях). По нему пчеловод сам совершил лесонарушение, так как повредил ствол растущего дерева, устроив в нем борть.

Пчеловоды часто размещают ульи поодиночке в лесу на сучьях деревьев, так как наверху меньше сырости, теплее, чем у поверхности земли, и для пчел создаются лучшие условия жизни, они работают продуктивнее. К сожалению, ежегодно обновлять лесные билеты для размещения на одном и том же месте своих ульев пчеловоды не в состоянии из-за большой транспортной удаленности от конторы лесхозов, занятости и пр., н зачастую они просто не заинтересованы в его получении, поскольку современное законодательство в данной ситуации интересы "пчеловода не защищает Например, ульи в лесах часто разворовывают, совершая при этом лесонарушение, то есть рубку молодых суковатых деревьев средней величины, которыми пользуются, как лестницей. В случае выписки лесного билета дерево илн участок с наземным размещением ульев считаются сданными под охрану пользователя, н если дерево с ульем кто-нибудь повредил, то на пчеловода будет наложено взыскание.

В соответствии с правилами использования леса деревья рубятся сравнительно молодыми. Для пчеловодов же целесообразно оставлять на второй оборот лесовыращивания здоровые семенные деревья (дуб, сосну, липу и другие породы), а не срубать их при осветлении молодняка как выполнивших свою обсеменительную роль. В этом случае они могут вырасти до соответствующих размеров, пригодных для устройства в них бортей или изготовления из комлевой части ствола ульев-колод. Оставленные для роста 40—80 лет назад такие деревья изредка еще встречаются в наших лесах. Мнение о том, что они не дают расти более молодым окружающим деревьям, совершенно неверно. В настоящее время в связи с распространением искусственных машинных лесопосадок семенных деревьев оставляется очень мало.

Бортевое пчеловодство в наши дни выгодно из-за незначительных трудовых затрат, отсутствия необходимости приобретения дефицитных материалов, хорошего медосбора. Оно сохраняется в традиционных районах пчеловодства и заповедниках, но может с успехом применяться по всей лесной зоне, даже в таежных районах с суровыми зимами и прохладным летом, так как борть обеспечивает хорошие условия жизни для пчел. Получаемый с одного бортевого дерева (или дерева с размещенным на нем ульем) ежегодный доход примерно в 100 раз превышает стоимость годичного прироста древесины на нем. Практика пчеловодов-любителей, хороших специалистов своего дела, показывает, что и в современных условиях ведение пчел в лесах — занятие выгодное. Существующий Закон СССР об индивидуальной трудовой деятельности нн в коей мере не ограничивает пчеловодов, так как не распространяется на сферу сельскохозяйственных занятий.

Исходя из вышеизложенного г.о-ставляется целесообразной переработка существующей «Инструкции то осуществлению побочных лесных пользований в лесах СССР» в части размещения ул »ев и пасек для дальнейшего снятия некоторых неоправданных ограничений. Например, весьма желательно предоставление участков для размещения ульев и пасек по тому же принципу, как и дачно-садовых, то есть на длительный срок (по желанию пчеловода) или бессрочно с одновременным правом лесо-фондодержателя на изъятие участка для других более острых и экономически обоснованных общественных нужд.

Предприятиям, занимающимся пчеловодством, следует предоставить право преимущественной эксплуатации лесных участков с преобладанием высокопродуктивных медоносных древесных растений (липы, белой акации, клена, ивы и пр.) с выплатой компенсаций по лесному хозяйству за передержку древесины на корню и потерю ею технических качеств. Одновременно для интенсификации медосбора целесообразна ограничить права пчеловодов, впустую занимающих места. Индивидуальным пчеловодам в лесах второй и третьей групп и частично в первой группе предоставить право размещения одиночных ульев без выписки лесных билетов, как это делается на практике. Инструкция нуждается в развитии по многим другим вопросам современной практики лесного человодства.

Б.К. ТЕСЛЮК, Н.К. ТЕСЛЮК

Москва, ВИЩИЭИ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *