ИЗМЕНЕНИЯ В ТКАНЯХ ПРИ ЕВРОПЕЙСКОМ ГНИЛЬЦЕ

ИЗМЕНЕНИЯ В ТКАНЯХ ПРИ ЕВРОПЕЙСКОМ ГНИЛЬЦЕ

В ТЕЧЕНИЕ ряда лет мы изучали патолого-гистологические изменения внутренних органов и тканей личинок медоносных пчел,больных европейским гнильцом Работа на опытной станции пчеловодства АрмНИИЖиВ Диагноз ставили по клиническим изменению положения личинки в ячейке, потере формы блеска и тургора, по микроскопированию мазков, при котором выделялись Str. pluton. Вас. alvei и Str. apis, а также по бактериологическим посевам на питательных средах с последующим выделением чистых культур.

После установления диагноза изучали патолого-гистологичес-кие и гистохимические изменения внутренних органов личинок медоноси х пчел Материал фиксировали и окрашивали по способу Ваи-Гизона азокарминовому методу Гейдейгвйна, способу Фута, способу Нисслю и по методу гемотоксипии — эозин Окраску мазков гемолимфы производили по Романовскому-Гимза.

Рис. 1. Гемолимфа больной личинки. Микрофото: объектив фазовый контраст помо БИ 90x1.25, окуляр К-7Х.

В гемолимфе больных европейским гнильцом личинок содержалось большое количество возбудителей болезни (рис. 1). В попе зрения микроскопа наблюдались кокки, диплококки а также деформированые гемоциты. В протоплазме эноцитов мелкие вакуоли и канальцы; микробы локализировались на одном конце клетки. С развитием патологического процесса личинки набухали, что обусловлено увеличением общего количества гемолимфы.

В просвете средней кишки выявлено значительное количество возбудителей европейского гнильца (рис. 2). Наши данные не противоречат сведениям других авторов о заражении европейским гнильцом перорально

При исследовании патологического материала выявлено что микробы своей длинной осью выстраивались по краю перит-рофической мембраны Иногда в ограниченных участках встречались микроорганизмы и в ее толще. Это создавало впечатление, что перитрофическая мембрана является некоторым барьером на пути возбудителей инфекции из просвета к эпителию

Рис. 2. Больная личинка. В попе зрения стенки кишечника. В просвете значительное скопление кокков. Микрофото: объектив фазовый контраст ломо БИ, 40x0,75, окуляр К-7Х.

Однако нельзя судить об абсолютной непроницаемости этого барьера, поскольку, как указано выше, микробы мы наблюдали и по всей толще перитрофической мембраны вплоть до эпителиальных клеток В некоторых же случаях при сильном поражении всех тканей личинки мембрана полностью была пронизана микробами. При этом, как правило встречалась длинная ось микроба расположенная параллельно плоскости эпителия

Если клетки не находились в стадии секреции, то пористый ободок был хорошо заметен В самом ободке нередко обнаруживали микроорганизмы, особенно на первых стадиях заболевания. Возбудителей заболевания наблюдали также в протоплазме клеток эпителия как на первых стадиях болезни так и у личинок с ясно выраженными ее клиническими признаками.

Изменение кишечника и его дериватов аналогично изменениям других органов то есть развитие их активизируется, приближается к гистолизу и

ли к имагинальной стадии. У личинок на первой стадии заболевания в клетках эпителия сред ней кишки отмечена сильно выраженная струйчатость протоплазмы, усиленная секреция и пролиферация Все эти изменения указывают на повышенную активность эпителия средней кишки при заболевании Усиленную секрецию эпителиальных клеток средней кишки личинок при поражении европейским гнильцом также отмечали Энгельгар (1914), Чабда рова (1951). Они предполагали, «что этим секретом клетки стремятся или нейтрализовать токсины микробов или создать вокруг них непроницаемый спой, чтобы не допустить соприкосновения с поверхностью клетки».

Крипты у больных личинок были развиты сильнее, чем у здоровых Субэпителиальная пластинка ясно выражена. Некоторые участки кишечника имели уплощенные клетки. Соответственно и ядра этих клеток также уплощены, струйчатость протоплазмы в этих клетках почти не выражена

На второй стадии заболевания стенки кишечника сглаживались и местами разрушались (рис. 3). Под большим увеличением (объектив 90X1,25 масляной иммерсии) почти во всех клетках тканей кишечника обнаруживали возбудителей европейского гнильца. Просвет кишечника суживался.

Рис. 3. Четырехдневная личинка второй стадии заболевания В поле зрения стенки кишечника Микрофото объектив фазовый контраст помо БИ 40x0,71, окуляр К-7Х.

На третьей стадии заболевания перитрофическая мембрана не обнаружена ларвальные эпителиальные клетки отсутствовали наблюдались уплощенные эпителиальные клетки с вытяжными ядрами но часто встречались разрушенные клетки от субэпителиальной пластинки. При распаде клеток высво бождались гранулы жирового тепа.

Многие гранулы походят на клетку с ядром Оболочки клеток несколько утолщены по сравнению с нормой. Перед гибелью личинок были выявлены микробы и в нервной ткани. На наш взгляд, нервная ткань имеет особенно мощные защитные приспособления против возбудителей инфекции. Наиболее высокую численность микробов обнаруживали в мальпигиевых сосудах.

Таким образом применение современных методов исследования позволило получить довольно четкое представление о структурных изменениях в органах и тканях личинок медоносных пчел, больных европейским гнильцом. Изучение как этиологии, клиники, так и патогенеза, морфологии и гистохимии европейского гнильца позволяет разработать научно обоснованные мероприятия по лечению и профилактике болезни.

Г. А. ГРИГОРЯН, Опытная станция    кандидат биологических наук пчеловодства АомНИИЖиВ