Новосибирский сельскохозяйственный институт

Новосибирский сельскохозяйственный институт. Одной из первых его кафедр была кафедра зоологии, работа которой с самого начала была связана с пчеловодством.

Новосибирский сельскохозяйственный институт. Одной из первых его кафедр была кафедра зоологии, работа которой с самого начала была связана с пчеловодством.

Организатором и первым руководителем кафедры была профессор Т.Виноградова, имя которой хорошо известно пчеловодам- Она заложила основы подготовки зоотехников по пчеловодству в Сибири.

 

История института

 

С 1945 года и до самого 1951 г. пчеловодство в институте преподавал Г. С. Калайтан (1884—1956 гг.). Новое поколение пчеловодов, возможно, мало знает об этом видном деятеле пчеловодства. Однако он внес значительный вклад в развитие нашей отрасли.

Герман Степанович родился  в г. Краснодаре. Отец его был педагогом и крупным специалистом пчеловодства. Он и привил сыну любовь к пчелам. В 1911 г, Г. С. Калайтан, а затем вернулся на Кубань, чтобы заниматься преподавательской работой. Здесь вместе с отцом он совершенствовал технологию пчеловодства, широко используя кочевки пасек.

С 1919 по 1930 г. Г.С. Калайтан работал доцентом в Краснодарском сельскохозяйственном институте и был главным редактором журнала.

В 1930 г. Калайтан переехал на Дальний Восток, там стал работать техническим директором пчеловодного совхоза (с центром в г. Спас-ске). Здесь особенно широко проявился его талант организатора и специалиста. Уже в первый год им было организовано 25 крупных пасек с общей численностью в 10 000 пчелиных семей и сдано государству 15 000 пудов меда (250 т).

В первый же год пребывания на Дальнем Востоке Германа Степановича пригласили заведовать кафедрой. В 1933 г. он переехал в Кемеровскую область. Работая завотделом прикладной ботаники на Мариинской сельскохозяйственной опытной станции, он организовал здесь пасеку. С 1945 г. по 1951 г. преподавал курс пчеловодства в Новосибирском сельскохоз институте. В 1956 г. в г. Томске на 72 году жизни Герман Степанович скончался.

С 1959 по 1979 г. на зоотехническом, агрономическом факультетах и факультете защиты растений курс пчеловодства вел Л. С. Тихонов. Он создал в институте кружок пчеловодства, который продолжает работать и сейчас. После его организации институт ежегодно стал выпускать зоотехников-пчеловодов. Под руководством Л. С. Тихонова 31 человек защитил дипломные работы по пчеловодству и все они работают специалистами этой отрасли.

С 1974 г. подготовку кадров в кружке пчеловодства ведут два преподавателя — Н. Д» Машинская и В. Г. Кашковский. Ими подготовлено 86 специалистов отрасли. Четыре выпускника, бывшие члены кружка, защитили кандидатские диссертации.

В учебных планах зооинженерного факультета на изучение курса пчеловодства отводится очень мало времени. В курсах общей зоотехнии эти вопросы вообще не рассматриваются. В частной же зоотехнии в старом учебном плане им отводилось только 40 ч учебных и 18 ч учебной практики. В новом учебном плане это и без того малое количество времени сократили еще на 10 ч. Конечно, этого совершенно недостаточно для изучения отрасли.

Учитывая все эти трудности, работу по подготовке специалистов по пчеловодству мы ведем через кружок. В кружке занимаются студенты с первого курса. С каждым из них мы проводим беседу, выясняем степень его профессиональной подготовки. Она, как правило, у всех разная: некоторые уже работали с пчелами до поступления в институт, иные даже окончили школу пчеловодства, но большинство совершенно не знает ничего о жизни пчелосемьи.

 

С каждым учащимся мы разрабатываем индивидуальный план изучения предмета и намечаем тему исследовательской работы. На первых курсах студенты должны получить хорошие теоретические знания и научиться работать с книгой. Во время учебной практики они познают азы профессиональной работы на пасеке. Это дает им возможность на старших курсах ставить эксперименты и изучать основы руководства производством.

Заседания кружка проводим раз в неделю. На них студенты младших курсов выступают с рефератами, старшекурсники рассказывают о результатах своих экспериментальных работ. Во время обсуждения возникают спорные вопросы. Каждый может высказывать свою точку зрения, подкрепленную доказательствами, а если их нет, то разрабатываем методику и ставим опыты, результаты которых отвечают на поставленный вопрос. Вся эта работа строится конкретно применительно к условиям Сибири.

Студенты третьего и четвертого курсов проходят практику в специализированном пчелосовхозе «Успенский» и на пасеках Кемеровского НИИ сельского хозяйства и пчелосовхозов Алтайского края. После ее окончания они пишут отчеты и защищают их перед комиссией. На защите присутствуют члены кружка, они и задают вопросы товарищам и высказывают свое мнение о прохождении ими практики. После заслушивания всех отчетов на факультете и в институте проводится конкурс на лучшую работу. В дальнейшем материалы отчетов студенты используют для написания дипломных работ или дипломных проектов.

Подавляющее большинство дипломных работ имеют практическое значение, поэтому государственная экзаменационная комиссия рекомендует их для внедрения в производство.

Выпускники кружка пчеловодства работают начальниками и главными зоотехниками контор пчеловодства, пчеловодческих совхозов, бригадирами, преподавателями в институтах, техникумах, профтехучилищах, научными сотрудниками в институтах и на опытных станциях.

Кафедра зоологии и рыбоводства НСХИ принимает участие в подготовке кадров для пасек колхозов, совхозов, лесхозов, госпромхозов и других государственных предприятий. Ее прошли свыше 300 человек.

Областное общество пчеловодов-любителей организовало курсы для пчеловодов по 100-часовой программе. Преподаватели кафедры зоологии и рыбоводства приняли самое активное участие в этой работе. Последние три года эти курсы проходят в стенах нашего института. Их окончили 1006 человек. Некоторые из них работают пчеловодами общественных пасек. Для слушателей были изданы учебные пособия, «Пчелы и урожай».

По новому учебному плану, введенному во всех сельскохозяйственных вузах, курс пчеловодства на агрономическом факультете полностью ликвидирован, хотя в практической работе агронома пчелы являются первыми его помощниками. Такое положение наносит существенный урон делу подготовки кадров сельского хозяйства.

Мы считаем, что наша отрасль, особенно в Сибири, имеет огромные потенциальные возможности. Но чтобы их использовать, нужны знающие специалисты.

В настоящее время руководители хозяйств (директора, зооинженеры, агрономы, механики, экономисты и др.) хорошо разбираются в животноводстве, растениеводстве, экономике, но совершенно не знают пчеловодства и не используют его возможности повышения урожайности культур. В тех хозяйствах, где работают знающие специалисты, пчеловодство дает большую прибыль, чем многие другие отрасли.

 

И наоборот, отрасль становится хронически убыточной, если пчеловод плохо знает технологию, а зоотехник или агроном не могут ему помочь. Чтобы пчеловодство способствовало росту урожайности  и продуктивности животноводства, необходимо грамотно им руководить. Для этого требуется, чтобы все специалисты сельского хозяйства знали пчеловодство так же хорошо, как и другие отрасли. Это будет возможно только в том случае, если в учебных планах вузов и техникумов будет предусмотрен курс пчеловодства в достаточном объеме: для зооинженеров — 124—140 ч, агрономов — 40 ч, экономистов, бухгалтеров, кибернетиков — 24 ч, ветеринаров — 70 ч. Согласно этим планам нужно готовить и учебники.

Положение с преподаванием пчеловодства в сельскохозяйственных вузах должно быть исправлено в ближайшее время. Грамотное, полное использование пчел на опылении — огромный резерв интенсификации растениеводства и животноводства. Этого требует развитие агропромышленного комплекса страны.

В. Г. КАШКОВСКИЙ зав. кафедрой зоологии и рыбоводства Новосибирского сельскохозяйственного

института

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *