Пчеловод Сухомлинский

ПО ЗАВЕТАМ СУХОМЛИНСКОГО

На селе все хорошо знают: чтобы получить богатый урожай гречихи, нужно не только выполнить необходимые агротехнические мероприятия, а во время ее цветения вблизи поля разместить ульи с пчелами. Да и подсолнечник, и фруктовый сад ждут пчел.

ПО ЗАВЕТАМ СУХОМЛИНСКОГО

На селе все хорошо знают: чтобы получить богатый урожай гречихи, нужно не только выполнить необходимые агротехнические мероприятия, а во время ее цветения вблизи поля разместить ульи с пчелами. Да и подсолнечник, и фруктовый сад ждут пчел.

В Павлышской десятилетней школе, что на Кировоградщине, пасека существует давно. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинскии бывший директором нашей школы, уделял ей большое внимание и считал, что она играет важную роль в трудовом воспитании детей. На школьной пасеке под руководством Ольги Иосифовны Степановой, преподавательницы биологии, дружно работали юные пчеловоды Вместе с детьми трудился и Василий Александрович.

Каждый год В. А. Сухомлинскии рекомендовал в кружок новых учеников. Часто это были «трудные» дети, которые постепенно увлекались пчелами и с большой охотой работали на школьной пасеке, в саду или на гречишном поле. За получение высоких урожаев зерновых и

крупяных культур юные пчеловоды вместе с ученической производственной бригадой неоднократно становились участниками ВДНХ СССР и отмечались ее наградами.

Своего, важного значения в воспитании пасека не утратила и поныне. Теперь ею руководит преподаватель физики Леонид Иванович НаиденкО — человек, влюбленный в этих добрых насекомых. Он занимается с юными пчеловодами с самого прихода в нашу школу.

С тех пор из года в год наша школа от каждой семьи пчел получает 40—50 кг меда. Он поступает в школьную столовую, ребята дарят его инвалидам Великой Отечественной войны. Но не только в меде тут дело.

Пчелы — неутомимые труженики — не признают бездушных и ленивых, а это важно для воспитательной работы с детьми. Только светает — они уже а поле. И все несут и несут нектар в улей, а возвращаются домой только к ночи. Все это видят и понимают наши ребята. Их пример побуждает каждого задуматься, сопоставить, проанализировать свое отношение к труду. Ребята в школьной мастерской делают рамки для ульев; ухаживают за пчелами, следят за их здоровьем.

Наша пасека зимует на воле. Мы никогда зимой не прячем от мороза а теплый сарай наших пчел, не подкармливаем их сахарным сиропом* они хорошо снабжены всем необходимым с осени.

На занятиях кружка юные пчеловоды изучают теоретический материал по пчеловодству. Знакомясь с жизнью пчел, они учатся любить природу, понимают, как необходимо ей наше внимание и помощь.

Мы бережно пользуемся педагогическим наследием В. А, Сухомлинского, который считал, что природа — источник не только физической и материальной жизни, но и духовной. Мы стремимся привить детям любовь к растениям, животным. Мы учим их быть ответственными перед природой.

Значительное внимание педагогический коллектив уделяет творческому труду школьников, В котором соединены и самостоятельность мышления, и эстетические впечатления, и физическая работа. При этом их деятельность мы направляем на благо других людей, на благо самой природы. Это и есть правильное понимание идеи Сухомлинского об охране природы и биосферы. Мы учим наших детей и их родителей умело и добросовестно пользоваться дарами природы.

И нужно сказать, что ребята Лавлышской школы, как и их родители (в основном также наши бывшие выпускники), в большинстве своем любят и берегут природу, понимают значение лесонасаждений, охраняют их, с особенной любовью относятся они к медоносам — акациям, липам, вербам, яблоням, грушам, вишням, активно участвуют в сохранении и пополнении зеленого наряда парков и садов.

Наши ученики вот уже третий год активно трудятся в колхозном саду, который раскинулся рядом со школой на площади 20 га. Дети старательно ухаживают за каждым деревцем. И колхозный сад стал как бы школьным садом. Здесь весной работают и наши пчелы на опылении. В этом году мы собрали для колхоза более 150 т яблок, груш, слив.

— К нам в школу часто приезжают  даже из-за рубежа,— говорит староста кружка юных пчеловодов Павел Малолетко— Они изучают опыт, знакомятся с наследием нашего учителя. Они спешат осмотреть сад Матери и Дружбы, кролиководческую ферму, новую теплицу с кактусом, посаженным еще В. А. Сухомлинским, свиноферму, посещают «зеленый класс», где любил работать с детьми Василий Александрович, комнату Сказок и мысли и, конечно, пасеку. Интересуются работой клуба любителей шахмат и кукольного театра, гуляют по дубовой, каштановой, сиреневой аллеям.

Мы думаем, что каждая сельская школа должна иметь свою, пусть небольшую, пасеку, где ребята могли бы получить необходимую практическую подготовку. Пчелы научат и детей и старших понимать, любить и охранять природу, умело пользоваться ее богатствами.

Будущие хлеборобы должны хорошо знать пчел. Создание школьных пасек, привлечение к работе на них детей и будет активным вкладом сельских школ в выполнение важнейших положений реформы общеобразовательной школы.

Г. К. НАСТАСЬЕВ директор Павлышской школы им. В. А. Сухомлннского, заслуженный учитель УССР, кандидат педагогических наук

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *