Памятка пчеловода!

ПЧЕЛОВОДЫ, ПОМНИТЕ!

ВЫВОД и продажа пчелиных маток специальными матковыводными питомниками и разведенческими хозяйствами в нашей стране принимает с каждым годом все более широкий размах.

ПЧЕЛОВОДЫ, ПОМНИТЕ!

ВЫВОД и продажа пчелиных маток специальными матковыводными питомниками и разведенческими хозяйствами в нашей стране принимает с каждым годом все более широкий размах. Подавляющее большинство пчеловодов вполне разумно отказывается от вывода маток примитивными способами в своем хозяйстве, предпочитая заказывать и получать их от специализированных хозяйств.

Незначительная часть покупаемых маток принимается представителями покупателей на месте - в хозяйстве-поставщике — и вывозится на собственном или попутном транспорте. Иногда, правда очень редко, сами поставщики доставляют свою продукцию в близлежащие хозяйства и сдают ее в установленном порядке. Во всех этих случаях все обходится благополучно и не возникает никаких споров.

Иное дело, когда матки высылаются по почте, и при этом какая-то часть их неизбежно погибает в пути. Этому способствуют резкие перепады температур и влажности при перевозке, долгое нахождение в пути, нарушение вентиляции, механические повреждения из-за неосторожного обращения и другие причины, ие зависящие от поставщика. Несмотря на это, последний возмещает гибель маток в пути, но только при условии возвращения таковых вместе с актом, составленным и заверенным на почте.

К сожалению, многие заказчики нарушают это правило: возвращают маток без акта или высылают акты без маток, то есть без основного вещественного доказательства претензии. Иногда высылают и то и другое, но через большой промежуток времени Часто акты составляются небрежно и неразборчиво: без указания номера посылки, даты отправления, места подачи, номера заказа состояния посылки при вручении, фамилии заказчика (полностью) и лиц, участвующих в составлении акта, их должности.

 

Все это затрудняет установление личности заказчика и пасеки — исполнительницы заказа и своевременное возмещение погибших маток, усложняет работу питомников, порождает всякие недоразумения, многочисленные жалобы и переписку «обиженных» заказчиков с поставщиками.

В гибели маток в пути часто бывает повиииа почта, ио вииу ее в этом почти невозможно доказать. Посылки с матками, как правило, маловесные и малообъемные (5—10 маток в одной упаковке весят меньше 1 кг). Они требуют от работников почты исключительно аккуратного обращения при перевозке и соблюдения предупредительных надписей осторожно, живые пчелы, не кантовать, под солнцем и дождем не держать. Тогда гибель их можно свести до минимума или вообще исключить.

Сложнее дело с претензиями другого характера, в частности к качеству маток, на что жалуются отдельные заказчики. Главная ответственность за качество матки лежит на матководе. который выводит и упаковывает ее для отправки, заполняет соответствующий паспорт.

Известно, что, несмотря на множество способов подсадки маток, рекомендованных наукой и практикой, ни один из них не гарантирует стопроцентного приема. Особенно агрессивно пчелы относятся к матке чужой породы, а также ослабевшей вследствие долгого пребывания в пути. Часто они уничтожают ее, иногда через несколько дней после мирного приема. На основе этого некоторые заказчики делают заключение о неплодности маток и требуют ие только возмещения убытка, но и наказания матковода и особых льгот для себя. Другие просто сообщают, что матки улетели и не вернулись, и просят выслать взамен других.

 

Отдельные заказчики, даже не сообщив ничего о своих претензиях поставщику, пишут пространные жалобы в разные инстанции и редакции, ие приводя никаких доказательств в них. но одновременно требуя строгого наказания виновных. Есть случаи, когда рекламации предъявляются через 2—3 месяца после получения матки, а то и в следующем году в то время как состояние плодности или неплодности можно проследить за две недели. Иногда отдельные жалобщики в нескольких письмах приводят несостоятельные и взаимоисключающие доказательства.

Обычный срок предъявления претензии — 20 дней со дия получения маток. Этого вполне достаточно для проверки хозяйственной годности маток (ио ие племенных качеств, конечно) и предъявления в случае надобности претензии к поставщику. Претензии должны подтверждаться актом или иным официальным документом, к составлению которого всегда можно привлечь компетентных лиц. При этом возвращение забракованных маток обязательно и практически всегда возможно.

Соблюдение всех этих правил поможет наказать бракоделов, своевременно удовлетворить законные претензии наших клиентов и исключить излишнюю переписку. Это в общих интересах обеих сторон Об этом должны помнить пчеловоды.

X. СОРДИЯ гпавный зоотехник Мухурского госпчелопитомника МСХ Грузинской ССР

Грузинская ССР. Чхороцкуский р-н, с. Мухури

От редакции

 

Из питомников а редакцию поступают сообщения что многие заказчики (как пчеловоды любите пи так и организации) не указывают в переводах своего адреса или дают его сокращенно

Очень часто пчеловоды так неразборчиво заполняют бланк, что питомники при всем желании не могут выполнить заказ так как не ясно, кому и куда высылать маток.

Кстати, в редакцию также поступает масса писем авторы которых не сообщают ни своего адреса, ни фамилии или пишут их совершенно неразборчиво Такие люди напрасно ждут ответа на свои письма

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *