Влияние механических колебаний на тепловой режим гнезда пчел

Влияние механических колебаний на тепловой режим гнезда пчел

Для перевозки пчел на медосбор или опыление сельскохозяйственных культур рекомендуется комплекс подготовительных работ.


Влияние механических колебаний на тепловой режим гнезда пчел

Для перевозки пчел на медосбор или опыление сельскохозяйственных культур рекомендуется комплекс подготовительных работ.


С целью выяснения обоснованности мер, применяемых при подготовке пчелиных семей к транспортировке, мы провели исследования в статическом и динамическом состоянии улья.


Для динамических испытаний изготовили стенд, с помощью которого сообщали улью колебания, близкие к колебаниям автомобиля при движении.


Стенд представляет собой конструкцию, на раме которой соосно установлен электродвигатель, коробка передач и кривошипно-шатунный механизм.


Шток (крейцкопф) кривошипно-шатунного механизма оборудован площадкой для установки улья.


Изменяя число оборотов маховика и регулируя ход штока, на стенде можно получать ускорения, близкие к ускорениям при движении транспорта по различным дорогам.


Таким образом в лабораторных условиях мы получили данные об изменении температуры в различных точках улья в зависимости от действующих ускорений при окружающей температуре менее 20°.

Температурные данные получали потенциометром ПП. В качестве датчиков использовали хромелькопелевые термопары. Замеры проводили через 15 мин. В течение первых шестидесяти минут температуру измеряли в статическом состоянии улья при закрытом летке.


Расчеты по выбору оптимального режима транспортировки при закрытом летке создают как бы дополнительный запас «прочности» в жизнеобеспечении семьи.


Во всех зафиксированных измерениях температура в улье не изменялась или изменялась незначительно, в пределах 1° (табл. 1, рис. 1 и 2).

 

 а значит, возникающих динамических нагрузок. Учитывая оптимальное значение ускорения для данного процесса, инженер или специалист сможет спроектировать или правильно выбрать по-грузочно-разгрузочный механизм для погрузки и разгрузки ульев, выбрать и рекомендовать оптимальную скорость движения автомобиля, груженного ульями с пчелами, по различным видам дорог.

 

Из данных, что при ускорениях а=0+2 м/сек* приращения температуры нет или оно незначительно. Наибольшее значение приращений температуры зафиксировано у передней стенки улья. Это, видимо, объясняется скоплением и возбуждением пчел у передней стенки улья, естественной реакцией их на внешние раздражители и значительно более низкой начальной температурой по сравнению с зоной расплода.

Повышение температуры в улье всегда сопровождалось шумом пчел и, наоборот, при отсутствии повышения температуры пчелы вели себя спокойно.

При а=4,74 м/сек* а=2,37 м/сек2 и при ускорениях менее 2,37 м/сек2 при окружающей температуре менее 20° с закрытым летком и без надрамочного пространства приращение температуры было в пределах точности приборов (± 1°).

Повышение температуры в улье зависит и от состояния семьи (см. табл. 2: а=4,21 м/сек2 утром и а=4,74 м/сека вечером). Однако, учитывая то. что абсолютная величина температуры расплодной части пчелиного гнезда не превышала 36°, можно сделать следующие выводы:

а)    существует «порог чувствительности» пчел к ускорению при колебаниях;

б)    возможна совершенно безопасная перевозка пчелиных семей в ульях в дневное время при а<5 м/сек2 и икр<20°;

в)    знание более точных границ «порога чувствительности» позволит нам решить вопрос об оптимальных условиях перевозки пчелиных семей на автомобилях.

Чувашская АССР, г. Чебоксары. 428000. пр. Ленина, д. 22, кв. 36

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *